Развитие мелкой моторики
Речь является важнейшей функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?
Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?
Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, с самого раннего возраста.
Тему для самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста» я выбрала учитывая важность данной проблемы.
Цель: Создание системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Развитие мелкой моторики рук с помощью массажа, специальных упражнений и пальчиковых игр;
2. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук;
3. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики
Все занятия по развитию мелкой моторики провожу в игровой форме, они вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.
Начинаю и заканчиваю приемами массажа: поглаживание, растирание, сжимание и разжимание кулачков, легкое потряхивание кистями. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. После этого проводили растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой.
Для самостоятельного развития детьми мелкой моторики в уголке размещены мозайка, дидактические игры, прищепки, различные пробки, пирамидки, вкладыши и много другое.
Все материалы расположены таким образом, чтобы дети могли свободно, по своему желанию выбирать игры и пособия, проявлять свои творческие способности, сделать то, что им хотелось бы.
Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами: семена, крупы. Выкладывание и рисование любых узоров серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает фантазию. И самое главное развивает кисти рук.
Большой интерес для детей представляет конструирование. Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.
Отлично развивают руку разнообразные нанизывания.
Можно нанизывать все - пуговицы, бусы, рожки макароны. А можно сделать красивые бусы из старых ненужных фломастеров, макаронных изделий. Эти бусы дети сделают себе сами, отличная игра для развития кисти руки и координация руки и глаза.
Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.
В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, но и формируются элементарные графические умения.
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия.
Работа с родителями одно из важных направлений при создании благоприятных условий для развития мелкой моторики рук.
Основная задача на начальном этапе работы с родителями формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. В течении года с родителями проводились консультации. Была выпущена папка-передвижка на тему: «Пальчиковая гимнастика», картотеки игр «Пальчиковые игры в развитии дошкольников», «Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет», буклет «Развиваем связную речь». В процессе овладения пальчиковыми играми у детей формируется память, мышление, воображение и внимание.
Одним из методов работы являются пальчиковые игры.
В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек.
Стихи, сопровождающие упражнения - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.
Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности, уменьшилась скованность движений, разучила с детьми много новых пальчиковых игр, сумела заинтересовать родителей в пользе развития мелкой моторики рук детей.
В дальнейшем я буду продолжать искать
новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой
моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать
интерес к различным видам деятельности.